Архив областной думы 6 созыва

Информация о рассмотрении обращений Сахалинской областной Думы в федеральные органы государственной власти в 2015 году

В 2015 году Сахалинская областная Дума приняла 7 обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации.

Сахалинская областная Дума 22.01.2015 приняла обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину по вопросу о необходимости скорейшего принятия Федерального закона "Об ответственном отношении к животным" (постановление № 6/1/9-6).

В своем обращении депутаты Сахалинской областной Думы отметили, что в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации  на рассмотрении находится проект федерального закона № 458458-5 "Об ответственном обращении с животными" (далее – проект федерального закона), который был внесен в Государственную Думу 19 ноября 2010 года, принят в первом чтении 23 марта 2011 года, но далее не был рассмотрен.

В Сахалинской области с 1 января 2013 года действует Закон Сахалинской области "О безнадзорных животных в Сахалинской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации проведения на территории Сахалинской области мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных".

Вопрос о реализации указанного закона рассмотрен 25 ноября 2014 года на заседании общественного консультативного Совета при Сахалинской областной Думе. В ходе обсуждения вопроса члены общественного консультативного Совета пришли к выводу, что урегулирование отношений, связанных с содержанием домашних животных и обращением с безнадзорными животными, возможно только при принятии федерального закона, так как одной из причин роста численности безнадзорных животных является безответственное отношение граждан к животным.

Отсутствие на федеральном уровне установленных законом правил обращения с животными вызывает многочисленные конфликты, решение которых крайне затруднено. В проекте федерального закона устанавливаются общие требования при обращении с животными, а также конкретизируются требования к содержанию различных категорий животных (животных-компаньонов, служебных животных, животных, используемых в культурно-зрелищных мероприятиях, безнадзорных животных).

Депутаты Сахалинской областной Думы подчеркнули особую важность установления в проекте федерального закона обязанностей владельцев домашних животных, направленных на формирование ответственного владения животными и гуманного обращения с ними, на профилактику особо опасных и заразных заболеваний, общих для человека и животных, на формирование единой базы данных животных. Указанные меры обеспечат возможность поиска потерявшихся животных и эффективное регулирование численности животных. Отметили также, что в проекте федерального закона установлены требования к содержанию собак потенциально опасных пород, предусматривающие обязательную их регистрацию и обеспечивающие соблюдение прав, свобод и законных интересов других граждан.

Кроме того, в проекте федерального закона определяются полномочия органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления в области обращения с животными, а также устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность за нарушение требований закона. Указанные нормы необходимы при разработке нормативной правовой базы на муниципальном уровне.

Депутаты Сахалинской областной Думы отметили, что дата рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона перенесена на неопределенный срок, и обратились с просьбой ускорить принятие указанного проекта федерального закона.

Указанное обращение поддержано 21 субъектом Российской Федерации.

13 февраля 2015 года в Сахалинскую областную Думу поступил ответ от первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии И.И.Никитчука, в котором указано, что в Правительстве Российской Федерации осуществляется подготовка поправок на принятый 23 марта 2011 года в первом чтении указанный законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы. Ответственным за подготовку поправок определено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Процесс подготовки поправок Правительства Российской Федерации занимает длительное время, поскольку в их согласовании участвует несколько профильных федеральных органов исполнительной власти.

После получения Комитетом в установленном порядке поправок Правительства Российской Федерации, проведения всех необходимых в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации процедур законопроект будет направлен на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

Кроме того, депутат Государственной Думы И.И.Никитчук отметил, что предложения Сахалинской областной Думы приняты к сведению и будут обсуждаться при доработке законопроекта ко второму чтению.

На 3 заседании 6 сессии 19 февраля 2015 года Сахалинской областной Думой принято обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину по вопросу о расширении категории лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами и имеющих право на соответствующую компенсационную выплату (постановление № 6/3/36-6).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее – Указ № 1455) к лицам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, относятся инвалиды I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелые, нуждающиеся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо лица, достигшие возраста 80 лет и старше (далее также – нетрудоспособные граждане).

Пунктом 1 Указа № 1455 предусмотрено, что ежемесячные компенсационные выплаты (далее – выплаты) устанавливаются неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Согласно пункту 6 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343 (далее – Правила), к указанным "неработающим трудоспособным лицам" относятся граждане, способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).

Предусмотренное Указом № 1455 ограничение круга лиц, имеющих право на выплату, делает ее недоступной для большинства граждан, фактически осуществляющих уход, если они получают пенсию или заработную плату. Учитывая, что размер выплаты составляет 1200 руб. в месяц, а величина прожиточного минимума по Российской Федерации на душу населения составляет 8192 руб., предлагаем рассматривать указанную выплату в качестве дополнительного, а не единственного источника дохода. Это позволит расширить категорию трудоспособных лиц, которым устанавливаются выплаты в связи с осуществлением ими ухода за нетрудоспособными гражданами. Такой подход представляется целесообразным: почти все лица, осуществляющие уход, имеют основной источник дохода (пенсию, заработную плату и т.п.).

Другая проблема состоит в том, что в соответствии с пунктом 3 Правил выплата производится нетрудоспособному гражданину к пенсии, и он передает полученные деньги лицу, осуществляющему за ним уход, если последний отвечает установленным Указом № 1455 требованиям. Но таких лиц немного, около 10 %. Поскольку постоянный посторонний уход необходим всем нетрудоспособным лицам (независимо от наличия права на выплату), то остальные 90 % нетрудоспособных граждан вынуждены оплачивать услуги по уходу из собственных средств.

Таким образом, в этой категории нетрудоспособных лиц одни граждане поставлены в неравные условия по сравнению с другими гражданами, которым к пенсии производится выплата за уход.

В своем обращении Сахалинская областная Дума просит в целях обеспечения равных возможностей для всех нетрудоспособных граждан, нуждающихся в постороннем уходе, рассмотреть вопрос о расширении категории лиц, имеющих право на установление ежемесячной компенсационной выплаты в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособными гражданами. Предлагает предоставить указанное право всем лицам (включая пенсионеров и работающих граждан), фактически осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Одновременно Сахалинская областная Дума предлагает с целью обеспечения равных условий для всех нетрудоспособных граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, рассмотреть возможность внесения изменений в статьи 27 и 28 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающих меру социальной поддержки в виде ежемесячной компенсационной выплаты в связи с фактическим осуществлением ухода за нетрудоспособными гражданами.

Указанное обращение поддержано 24 субъектами Российской Федерации.

21 апреля 2015 года в Сахалинскую областную Думу поступил ответ председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политики и делам ветеранов О.Ю.Баталиной, что Указ № 1455 не ограничивает число лиц, за которыми может осуществлять уход неработающий трудоспособный гражданин. При этом предусматривается установлении компенсационной выплаты в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Отмечено, что Указ № 1455 создает предпосылки для многих нуждающихся лиц, лишенных ухода со стороны родственников, получить постоянный посторонний уход на дому со стороны трудоспособных лиц на экономически целесообразной основе при осуществлении такого ухода за несколькими нуждающимися.

Вместе с тем, О.Ю.Баталина отметила, что в связи с многочисленными обращениями как от лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами, так и от самих нетрудоспособных граждан, касающихся низкого размера компенсационной выплаты, а также несовершенства механизма порядка предоставления данных выплат, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прорабатываются различные варианты, направленные на реформирование правового института компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, которые будут вынесены на открытое общественное обсуждение с участием экспертного и гражданского сообщества.

21 апреля 2015 года в Сахалинскую областную Думу поступил также ответ от заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.Н.Пудова, который пояснил, что исходя из правового смысла Указа № 1455 и Постановления Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343, компенсационная выплата устанавливается неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в целях частичной компенсации им заработка, так как, не имея возможности работать, они остаются без источника средств к существованию. При этом период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшем возраста 80 лет, включается в страховой стаж для определения права на страховую пенсию наравне с периодами работы. Кроме того, необходимость дополнительных затрат лиц, достигших 80 лет или являющихся инвалидами I группы, связанных с осуществлением постоянного ухода за ними, учтена в размере страховой пенсии.

С учетом вышеизложенного, предложение о предоставлении неработающим пенсионерам и работающим гражданам права на получение ежемесячных компенсационных выплат по уходу за нетрудоспособными гражданами, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не поддерживается. Отмечено также, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, предложение о расширении категории лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами и имеющими право на соответствующую компенсационную выплату, не поддерживается.

Аналогичный ответ поступил в областную Думу 13 мая 2015 года от заместителя директора Департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Е.А.Москалевой. Вместе с тем, Е.А.Москалева дополнительно отметила, что в соответствии со Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 2524-р, Минтруд прорабатывает различные варианты, направленные на реформирование правового института компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, которые будут вынесены на открытое общественное обсуждение с участием экспертного и гражданского  сообщества.

Постановлениями Сахалинская областная Дума ходатайствовала о награждении Почетными грамотами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации депутатов областной Думы Н.А.Захарчук (от 05.03.2015 № 6/4/52-6) и В.А.Середы (от 17.12.2015 № 8/11/403-6).

16 апреля 2015 года принято постановление Сахалинской областной Думы № 6/7/106-6 "Об обращении Сахалинской областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву по вопросу внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования" по следующим основаниям.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по программам квалифицированных рабочих (служащих) сроки реализации данных программ на базе основного общего образования сокращены с 2 лет 10 месяцев до 2 лет 5 месяцев.

В результате сокращения сроков обучения существенно снизился объем часов учебной практики и производственного обучения по профессиям, а также практически отсутствует возможность трудоустройства по полученной профессии после окончания обучения, так как большинство выпускников на момент завершения обучения не достигает совершеннолетия. Для несовершеннолетних выпускников, получивших профессии технического профиля, особенно остро стоит вопрос трудоустройства, поскольку отсутствует допуск к работе с техническим оборудованием или техникой. Поэтому работодатели могут предложить выпускникам лишь низкооплачиваемый неквалифицированный труд.

Таким образом, сокращение на пять месяцев сроков обучения, установленное федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по профессиям квалифицированных рабочих (служащих), не способствует решению задачи увеличения доли выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся по полученной профессии непосредственно после окончания обучения.

Доля лиц, не достигших на день выпуска 18 лет, составляет в среднем около 50 процентов, соответственно перечень получаемых ими профессий составляет 296 наименований. Поэтому вопрос трудоустройства несовершеннолетних выпускников по полученной профессии в течение первых 6 месяцев после завершения обучения является проблемным.

Так, в январе 2015 года в Сахалинской области обучение в профессиональных образовательных организациях окончили 770 человек. На день завершения обучения более половины выпускников не достигли совершеннолетия и, как следствие, не смогли трудоустроиться по специальности.

Для несовершеннолетних выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вынужденных после окончания обучения возвращаться в детские дома и ждать возможности трудоустройства, ситуация еще драматичнее.

С учетом изложенного, в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года Сахалинская областная Дума обратилась с просьбой внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, увеличив сроки обучения по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) с 2 лет 5 месяцев до 2 лет 10 месяцев. Данная мера позволит решить изложенную проблему и направить дополнительные учебные часы на практическую подготовку обучающихся по программам квалифицированных рабочих (служащих).

Указанное обращение поддержало 14 субъектов Российской Федерации.

Из ответа заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А.А.Климова, полученного 08.06.2015, следует, что министерством была проведена работа по подготовке изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, касающаяся увеличения срока получения среднего профессионального образования для студентов, поступающих и на особых условиях для поступивших на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) на базе основного общего образования на 5 месяцев (до 2 лет и 10 месяцев и 3 лет 10 месяцев соответственно) за счет увеличения объема времени, отведенного на практики, тем самым реализуя подходы дуального обучения.

В итоге этой работы изданы приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 247, от 25.03.2015 № 272, от 09.04.2015 № 389, от 09.04.2015 № 390, от 09.04.2015 № 391 "О внесении изменений в федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования", которыми установлен срок получения среднего профессионального 2 года 10 месяцев или 3 года 10 месяцев соответственно.

Кроме того, пунктами 2 приказов установлено, что обучение лиц, зачисленных до вступления в силу приказов в образовательные организации по ППКРС, осуществляется в соответствии с федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования с учетом изменений в части сроков получения образования по решению образовательной организации и с согласия обучающегося.

Постановлением от 02.07.2015 № 6/14/222-6 Сахалинская областная Дума обратилась к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу финансирования строительства двух автомобильно-железнодорожных паромов, предусмотренных федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".

В своем обращении депутаты областной Думы отметили, что одним из необходимых условий решения проблемы развития Дальнего Востока и Байкальского региона является наличие развитой транспортной инфраструктуры.

Сахалинская область является единственным субъектом Российской Федерации, расположенным на островах. Более 40 лет единственной транспортной артерией, связывающей регион с материковой частью страны, является морская железнодорожная паромная переправа Ванино (Хабаровский край) – Холмск (Сахалинская область). Пропускная способность паромной переправы составляет 3,3 миллиона тонн груза в год. Перевозки на линии Ванино – Холмск осуществляются специализированными паромными судами, спроектированными и построенными на Калининградском судостроительном заводе "Янтарь" специально для работы на данной линии.

Паромный флот состоит из трех однотипных дизель-электроходов "Сахалин-8", "Сахалин-9" и "Сахалин-10", каждый вместимостью до 28 железнодорожных грузовых вагонов либо до 37 большегрузных автомобилей. Одновременно каждый паром, за исключением парома "Сахалин-10", оборудованного для перевозки опасных грузов, берет на борт наряду с грузом до 100 пассажиров.

Переправа круглогодично обеспечивает доставку грузов в Сахалинскую область и перевозку пассажиров, в частности ежегодно перевозит не менее 2 миллионов тонн груза и 38 тысяч пассажиров.

Паромные суда, построенные в 1970 – 1980-х годах, морально и физически устарели, поэтому с 2016 года планируется начало их вывода из эксплуатации.

В Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" (далее – Программа) предусмотрено строительство двух новых автомобильно-железнодорожных паромов, финансируемое за счет федерального бюджета в сумме 5544 миллиона рублей, и срок реализации – 2017 год. Однако, по информации Министерства транспорта Российской Федерации, указанных средств достаточно для строительства лишь одного парома. Данная информация основана на результатах анализа коммерческих предложений отечественных судостроительных заводов, а также проведенного в 2014 году конкурса, признанного несостоявшимся ввиду того, что была подана единственная заявка на участие в конкурсе от ОАО "ОСК", содержащая предложение о цене контракта, значительно превышающей лимит бюджетных обязательств, предусмотренных Программой.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод о том, что ставится под угрозу обеспечение устойчивой транспортной связи между материком и о. Сахалин, что отрицательно повлияет на социально-экономическое развитие Сахалинской области. Например, перебои поставок муки и комбикормов для предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности неоднократно создавали угрозу остановки хлебопекарного производства в области и приводили к снижению продуктивности скота и птицы. Это негативно сказывалось на продовольственной безопасности региона.

По прогнозным оценкам Правительства Сахалинской области, к 2025 году потребность в перевозках грузов между Сахалином и материком возрастет до 9,2 миллиона тонн в год, что в 3 раза превысит пропускную способность переправы. Прогнозируемый рост грузопотока связан с увеличением сбыта угля, добываемого в Углегорском районе, и необходимостью завоза в Сахалинскую область грузов для строительства новых крупных объектов электроэнергетики, а также для перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

В связи с изложенными обстоятельствами Сахалинская областная Дума обратилась с просьбой принять меры по выделению дополнительных финансовых средств, необходимых для строительства двух автомобильно-железнодорожных паромов, предусмотренного Федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".

По информации Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2015 подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в Федеральную целевую программу (далее также – ФПЦ) осуществляется Министерством по развитию Дальнего Востока как государственным заказчиком-координатором программы с учетом приоритетов поставленных задач, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594, с приложением необходимых расчетов и обоснований в соответствии с Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 590.

Кроме того, на основании предложений Минтранса России и Минэкономразвития России бюджетные ассигнования, предусмотренные в 2015 году на строительство паромов в сумме 4 478,0 млн. рублей были сокращены (перераспределены) в полном объеме в связи с отсутствием утвержденной проектно-сметной документации.

Минтранс России сообщил, что строительство 2-х паромов возможно путем предоставления субсидии бюджету Сахалинской области при условии софинансирования за счет средств Сахалинской области.

По информации заместителя министра по развитию Дальнего Востока А.К.Ниязметова от 19.08.2015 в условиях жестких бюджетных ограничений при планировании расходов федерального бюджета на 2016-2018 годы Минвостокразвития России подготовил согласованные с Минтрансом России и Росморречфлотом предложения по бюджетным проектировкам на 2016-2018 годы, предусматривающие восстановление бюджетных ассигнований на строительство вышеуказанных паромов в объеме 5 544,0 млн. рублей.

В целях подготовки обоснования стоимости реализации мероприятия направлен запрос в Правительство Сахалинской области о предоставлении ценовых предложений не менее чем от трех судостроительных организаций.

Кроме того, Минвостокразвития России не возражает против предложения о финансировании строительства паромов путем предоставления субсидии бюджету Сахалинской области и, с учетом проработки Росморречфлотом с Правительством Сахалинской области указанного вопроса, готово рассмотреть предложения по внесению изменений в ФЦП и необходимые обосновывающие документы, включая обоснование эффективности выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

Постановлением от 17.12.2015 № 8/11/398-6 принято обращение Сахалинской областной Думы к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковичу по вопросу взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в котором  областная Дума просит рассмотреть возможность продления срока действия коэффициента 0,41, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 года № 1191, применяемого при расчете размера платы за нанесение ущерба федеральным трассам грузовыми автомобилями до конца 2016 года и введения льготной системы расчета указанной платы для автотранспорта с разрешенной массой свыше 12 тонн, перевозящих (доставляющих) грузы в Сахалинскую область.

Ответа на указанное обращение не поступало.