Архив областной думы 6 созыва

О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

Номер постановления: 11/6/63-6 от 02/03/2017

В ГД № 

О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

(постановление от 02/03/17 № 11/6/63-6)

Внесен депутатами областной Думы А.А.Болотниковым, В.Е.Гомилеским, Т.А.Кончевой, В.Я.Тодоровым.


Показать пояснительную записку к проекту:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной
кодекс Российской Федерации и статью 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

 

Необходимость внесения изменений в Лесной кодекс Российской Федерации (далее – ЛК РФ) и статью 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" обусловлена невозможностью использования земель лесного фонда, примыкающих к береговой линии моря, для размещения рыболовецких станов, необходимых для осуществления прибрежного и промышленного рыболовства, по причине запрета, установленного статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 104 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства. По этой причине рыбодобывающие организации, получившие отказ на предоставление в аренду лесных участков, примыкающих к используемым ими рыбопромысловым участкам, вынуждены незаконно размещать в прибрежной лесной зоне рыболовецкие станы. В то же время органы прокуратуры применяют к ним меры прокурорского реагирования, вплоть до оформления исковых заявлений в суд о запрете использования лесных участков для обеспечения рыбопромысловой деятельности.

Указанная проблема не позволяет предприятиям Сахалинской области должным образом осуществлять прибрежное и промышленное рыболовство, а это обстоятельство, в свою очередь, негативно влияет на эффективное освоение водных биологических ресурсов по региону в целом.

С целью решения указанной проблемы по итогам проведенного в 2015 году в городе Хабаровске совещания у Председателя Правительства Российской Федерации (протокол от 04.04.2015 № ДМ-П16-33пр) было поручено Минприроды России, Минсельхозу России, Росрыболовству, Минвостокразвития России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в ЛК РФ в части установления нормы, регламентирующей использование лесных участков для целей размещения объектов рыболовства.

Сахалинской областной Думой совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Сахалинской области разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее – законопроект), который в марте 2017 года внесен в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы. Настоящий законопроект доработан с учетом замечаний, изложенных в заключении Правительства Российской Федерации на законопроект от 23 марта 2017 года № 1927п-П9 (далее – заключение Правительства РФ).

Согласно Заключению Правительства РФ использование лесных участков в целях рыболовства регулируется статьей 38 ЛК РФ "Использование лесов для ведения сельского хозяйства". Однако ни в тексте статьи 38 ЛК РФ, ни в Правилах использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 года № 509 (далее – Правила), не упоминается деятельность по осуществлению рыболовства, а в Перечне объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283-р (далее – Перечень), в части использования лесов в целях ведения сельского хозяйства не содержатся объекты инфраструктуры, необходимые для осуществления рыболовства.

В законопроекте предлагается изложить статью 38 ЛК РФ в новой редакции, в которой учтено замечание, изложенное в заключении Правительства РФ, в части того, что лесные участки не могут предоставляться для использования в целях всех видов рыболовства по единым правилам и иметь одинаковый правовой режим. Статьей 38 ЛК РФ в новой редакции предлагается урегулировать предоставление лесных участков для осуществления прибрежного и промышленного рыболовства в аренду юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанную деятельность на основании договоров о предоставлении рыбопромыслового участка или договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Данное изменение потребует внесения изменения в Правила. Предлагаем в первом предложении пункта 2 раздела I Правил слова "сенокошения и пчеловодства" заменить словами: "сенокошения, пчеловодства, осуществления прибрежного и промышленного рыболовства".

Кроме того, необходимо будет внести соответствующие дополнения в пункт 7 Перечня, в который предлагаем включить временные объекты для использования лесов в целях ведения сельского хозяйства (помимо объектов, указанных в пункте 1 настоящего Перечня): в эксплуатационных и резервных лесах, а также в защитных лесах (за исключением лесопарковых зон, городских лесов и заповедных лесных участков), относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, следующие объекты: предупреждающий знак для обозначения границ рыбопромыслового участка; площадка производственная; временное сооружение для бытовых нужд; сооружение судоподъемное; фонарь; электростанция автономная передвижная; эллинг для хранения катеров и лодок; эстакада.

  Законопроектом предлагается внести изменения в положения ЛК РФ в части сроков и условий заключения договоров аренды лесных участков.

Так, часть 3 статьи 72 ЛК РФ "Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" предлагается изложить в новой редакции, установив срок заключения договора аренды лесного участка для осуществления прибрежного и промышленного рыболовства от 1 года до 25 лет.

В качестве обоснования устанавливаемого срока действия договора аренды следует учесть, что основанием для осуществления рыболовства является либо договор о предоставлении рыбопромыслового участка, либо договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов.

 Таким образом, срок действия договора аренды лесного участка должен соответствовать срокам действия указанных договоров, являющихся основанием для осуществления рыболовства.

Поскольку срок действия договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления в соответствии со статьей 291 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" добычи (вылова) анадромных видов рыб заключается на срок от десяти до двадцати пяти лет, то максимальный срок действия договора аренды лесного участка не должен превышать двадцати пяти лет.

В законопроекте пункты 2 и 3 статьи 1 изложены с учетом замечаний, приведенных в заключении Правительства РФ о том, что законопроектом не учтены изменения, внесенные в ЛК РФ федеральными законами от 23 июня 2016 года № 206-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" и от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений".

Законопроектом предлагается установить норму о предоставлении лесных участков в целях осуществления прибрежного и промышленного рыболовства в аренду без проведения торгов. Основанием для установления данного порядка предоставления лесного участка в аренду является ранее заключенный договор о предоставлении рыбопромыслового участка или договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, что исключает необходимость выставления на аукцион права заключения договора аренды лесного участка для осуществления указанных видов рыболовства.

В части предположения о том, что предлагаемый порядок заключения договоров аренды (без проведения торгов) может привести к образованию выпадающих доходов бюджетов всех уровней (на что указано в заключении Правительства РФ), поясняем следующее. Учитывая сложившуюся практику, приходится констатировать, что на протяжении многих лет лесные участки незаконно используются в целях рыболовства, то есть используются без какой-либо арендной платы. Поэтому Сахалинская областная Дума считает, что предоставление в аренду таких участков на законных основаниях повлечет поступление в бюджет средств за счет арендной платы.

Кроме этого, в заключении Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее – Комитет ГД) на законопроект от 13.06.2017 № 43. П.3 предложено учесть, что подпунктом 29 пункта 2 статьи 396  Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами. Учитывая предложение Комитета ГД, считаем целесообразным установить аналогичный порядок предоставления лесных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прибрежное и промышленное рыболовство. На этом основании в законопроекте предлагается часть 3 статьи 731 ЛК РФ, устанавливающую случаи заключения договоров аренды лесных участков без проведения торгов, дополнить пунктом 5, содержащим отсылочную норму на подпункт 29 пункта 2 статьи 396 ЗК РФ. Отмечаем также, что законопроект направлен именно на реализацию данного положения ЗК РФ в рамках ЛК РФ с учетом специфики законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Кроме этого, в новой редакции статьи 38 ЛК РФ установлено, что лесные участки для осуществления прибрежного рыболовства и промышленного рыболовства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии с подпунктом 5 части 3 статьи 731 настоящего Кодекса.

В заключении Комитета ГД предложено также учесть норму, установленную подпунктом 8 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ, которой предусматривается установление публичных сервитутов для использования земельных участков в целях рыболовства. Однако публичный сервитут, предусмотренный указанной нормой ЗК РФ, к данным правоотношениям не применим, так как распространяется на неограниченный круг лиц, и к тому же предлагаемые законопроектом изменения позволят путем взимания арендной платы обеспечивать регулярные поступления в бюджет.

В заключении Комитета ГД на законопроект указано, что законопроект не согласуется с подготавливаемым к рассмотрению во втором чтении проектом федерального закона № 40092-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений". Но в проекте федерального закона № 40092-7 речь идет о порядке проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка. В настоящем законопроекте предлагается установить порядок заключения договоров аренды лесных участков в целях промышленного и прибрежного рыболовства  без проведения торгов.

С целью обеспечения законного  размещения  рыболовецких станов  на

лесных участках, прилегающих к рыбопромысловым участкам и расположенных в водоохранных зонах, в настоящем законопроекте предлагается в пункте 3 части 1 статьи 104 ЛК РФ слова "и пчеловодства" заменить словами ", пчеловодства, прибрежного рыболовства, промышленного рыболовства".

  Учитывая, что пунктом 16 раздела Ш Правил установлено, что для выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности используются нелесные земли, а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления, а также учитывая установленное частью 3 статьи 13 ЛК РФ требование о том, что объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, подлежат рекультивации, считаем, что размещение рыболовецких станов на лесных участках, расположенных в водоохранных зонах,  не противоречит установленному законодательством для водоохранных зон специальному режиму осуществления хозяйственной деятельности.

Законопроект вносит изменение в статью 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" с целью дополнения ее положением об использовании земельных участков для целей рыболовства в соответствии с лесным законодательством.

Принятие законопроекта в качестве закона будет способствовать повышению эффективности деятельности рыбопромышленного комплекса и снижению социальной напряженности, связанной с вынужденными нарушениями лесного законодательства рыбопромышленниками.

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.

 

 

Депутаты Сахалинской областной Думы                                                                                                     А.А.Болотников

В.Е.Гомилевский

Т.А.Кончева

В.Я.Тодоров



Ссылка на проект