Архив областной думы 6 созыва

Третья власть станет ближе

Продолжающаяся в нашей стране судебная реформа потребовала от областного законодательного органа власти решения многих назревших вопросов. В их числе – создание участков и обеспечение деятельности мировых судов, работа административных комиссий и многое другое. Этими вопросами в Сахалинской Думе занят комитет по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению, с председателем которого Сергеем Зарицким встретился наш корреспондент…

– Деятельность мировых судов обеспечивается из местных бюджетов. Исключением являются лишь заработная плата и социальные выплаты самим судьям, производимые из федерального бюджета. Оправдывают ли себя эти затраты?

– Первый мировой судья появился у нас в Южно-Сахалинске еще в сентябре 2003 года. Сегодня на территории области организовано уже 33 участка, в которых работает такое же количество судей. Хозяйство, как говорится, немалое и требует солидных затрат из областного бюджета. Сравните: в первый год на деятельность мировых судей мы выделили более 12,3 млн. рублей, в прошлом году – более 169,5 млн., а из бюджета нынешнего года намечено направить уже свыше 179,1 млн. рублей. Средства немалые, и закономерен вопрос, на что они тратятся? Муниципальные власти Ногликского, Корсаковского, Поронайского и ряда других районов в свое время безвозмездно передали для размещения судебных участков помещения, ремонтировать которые и оснащать потребовалось нам. Но в некоторых муниципальных образованиях помещения до сих пор приходится арендовать. Скажем, в Южно-Сахалинске три помещения, предложенные местной администрацией, обходятся областному бюджету ежегодно более чем в 2,7 млн. рублей. Требуются также затраты на текущую деятельность мировых судей, связанные с канцелярскими расходами, оплатой услуг связи, почты и т.д.

Зато удалось добиться главного – сделать судебную власть более открытой и доступной для сахалинцев. Ведь мировые судьи заметно разгрузили обычные городские и районные суды, взяв на себя широкий круг дел, связанных с рядом уголовных преступлений, имущественными спорами, административными правонарушениями и т.д. В прошлом году, например, на одного мирового судью в нашей области приходилось в среднем по 5,6 уголовных дела и 182,3 гражданских. Для сравнения можно отметить, что среднестатистическая нагрузка по России на мирового судью в то же самое время составила 5,6 уголовных дела и 107,7 гражданских. Замечу, мы стремимся добиться и более равномерной нагрузки на наших судей. Для этого, скажем, в прошлом году были внесены специальные изменения в областной закон о создании и упразднении судебных участков. Они позволили выровнять нагрузку на мировых судей, которые принимают жителей области в 12-м и 13-м участках.

Конечно, многое в этой работе зависит от профессионализма самого судьи. Так вот, по действующему законодательству формированием корпуса мировых судей тоже занимается Сахалинская Дума. Лишь в течение одного года мы рассмотрели кандидатуры и назначили десять новых мировых судей, а еще пятерым продлили полномочия на следующий срок. Словом, деятельность системы мирового правосудия всегда в сфере внимания островного парламента, а возникающие в связи с нею вопросы регулярно включаются в повестку дня нашего комитета.

–Реформа судебной системы – дело непростое. Опираетесь ли вы здесь на опыт профессионалов, учитываете ли их мнение?

– Это одно из главных условий, при которых комитет принимает свои решения. У нас, например, налажено тесное взаимодействие с председателем областного суда Михаилом Королем. Он вдумчиво и очень ответственно относится к формированию кадрового состава мировой судебной системы, ведь именно она ближе других к населению. И на комитете, и на пленарных заседаниях облдумы М. Король всегда лично представляет кандидатов, исчерпывающе отвечает на все вопросы депутатов. Конечно, часть информации мы получаем также из районов, где живут и работают будущие мировые судьи. Но, подчеркну, – мнение профессионала такого ранга всегда очень важно для законодателей и обязательно учитывается.

Однако надо не только сформировать третью власть, но и обеспечить ее эффективную работу. Согласитесь, от настроения мирового судьи, от того, в каких условиях он трудится, тоже многое зависит. А эти вопросы мы решаем уже вместе с руководителем управления по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области Николаем Бондаренко. На мой взгляд, он успешно справляется со всеми поставленными задачами.

–Вы уже упомянули, что мировые судьи рассматривают в числе других и административные дела. Правонарушениями в этой сфере занимаются также административные комиссии, созданные в муниципальных образованиях. А их деятельность тоже регулируется специальным областным законом, принятым Сахалинской Думой еще в 2004 году. Как обстоят дела здесь?

– Это – тоже одно из важных направлений работы нашего комитета. И здесь, конечно, время тоже вносит свои коррективы. Скажем, наибольшее число штрафов и других мер воздействия в последнее время административные комиссии применяли к нарушителям покоя граждан и тишины в ночное время – привлекли более 1,2 тыс. лиц, что составило 27,8 проц. всех рассмотренных на заседаниях дел. Еще 22 проц. составили нарушения в торговле, при оказании бытовых и услуг общественного питания. За несоблюдение правил содержания транспортных средств и требований благоустройства и санитарии в населенных пунктах было привлечено к ответственности соответственно 20 и 15,2 проц. нарушителей административного законодательства. В целом же в прошлом году было назначено более 3,5 тыс. штрафов и вынесено 457 предупреждений. Кстати заметить, взыскано с нарушителей было лишь 64,1 проц. от общей суммы штрафов. Это говорит о том, что еще далеко не все административные комиссии действуют в плотном контакте с подразделениями милиции общественной безопасности и службой судебных приставов.

Но есть у нас и комиссии, которые успешно реализуют данные им законом права, наводя порядок в городах и районах. Например, добились увеличения суммы взысканных штрафов в Холмском, Поронайском, Смирныховском, Углегорском и ряде других районов области. Кстати заметить, совместно с руководством прежнего областного управления по обеспечению деятельности мировых судей мы постоянно нацеливаем комиссии на повышение качества работы. Здесь, как говорится, еще есть немалые резервы. Свидетельством тому могут послужить 47 постановлений административных комиссий, отмененных судами области. Одна из причин – ненадлежащее оформление протоколов, которые на заседаниях комиссии являются одним из важнейших документов. Не будем забывать и другое – полноценное применение административного законодательства на местах укрепляет авторитет самого муниципального органа власти, предупреждает более тяжкие нарушения, а также в какой-то мере помогает пополнить местный бюджет. Эти вопросы депутаты тоже держат под своим постоянным контролем, внесли их в план работы комитета и на нынешний год.

Сергей Сактаганов, "Губернские ведомости"