Архив областной думы 6 созыва

О малом бизнесе, земле и арендном жилье

Комитет по экономическому развитию облдумы подвел итоги парламентского сезона

В первом полугодии Сахалинская область сохранила положительную динамику по всем ключевым макроэкономическим показателям, уверяют аналитики. Несмотря на мировой экономический кризис, у нас отмечается рост валового регионального продукта и промышленного производства. Роль законотворчества в сфере экономики сложно переоценить, ведь именно с его помощью зачастую и начинаются изменения в лучшую сторону. О том, как завершил весеннюю сессию думский комитет по экономическому развитию, рассказала его председатель Татьяна Кончева.

– Татьяна Александровна, минувшее полугодие выдалось весьма насыщенным, в том числе и для вашего комитета. Какие законопроекты вы рассмотрели?

– Безусловно, один из самых важных и главных вопросов весенней сессии – поправки в региональный бюджет. Наш комитет рассматривает их через призму адресной инвестиционной программы Сахалинской области (далее – ОАИП.  Прим. ред.). Напомню, что изначально она формировалась летом 2014 года в стабильных социально-экономических условиях. Однако осенью того же года произошло существенное ухудшение экономической ситуации в стране. Причины всем хорошо известны: снижение цены на нефть и повышение курса доллара США к рублю. Реализация утвержденной ОАИП в новых экономических условиях была бы рискованным шагом. Конечно, в этом году мы бы выполнили все намеченные планы, имея очень хорошую бюджетную обеспеченность почти в 199 млрд рублей. Но как сложится ситуация на мировом рынке в 2016–2017 годах – предсказать сегодня трудно. Именно поэтому ОАИП подверглась корректировкам, которые заморозили 67 объектов и мероприятий. Из программы мы пока убрали запланированные стройки, которые еще не были начаты и не прошли экспертизу. Приоритет же отдали уже строящимся объектам и не введенным в эксплуатацию в прошлом году.

Кроме того, часть бюджетных инвестиций мы перенацелили на текущие расходы: школьное питание, соцподдержку жителей региона, компенсацию за подключение к газоснабжению, устранение сеансовой подачи воды в Корсакове, капремонт энергосетевого хозяйства в Южно-Курильске и дизельную электростанцию в поселке Виахту, а также на выплату субсидий сельхозпроизводителям. На эти цели направлено 712,8 млн рублей. У членов нашего комитета, как и у остальных парламентариев, есть еще ряд поправок в главный финансовый закон и ОАИП. Очередные изменения в бюджет ожидаются в сентябре. Возможно, предложения депутатов облдумы в них тоже учтут.

– Большой блок законодательных инициатив, рассмотренных вашим комитетом, касался жилищных и земельных вопросов…

– К нам поступило семь таких законопроектов. Многие из них уже приняты и вступили в силу. Например, Закон «Об определении муниципальных образований, на территории которых допускается предоставление земельных участков в безвозмездное пользование гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», инициированный главой региона Олегом Кожемяко. Название этого документа говорит само за себя. Отмечу только, что ко второму чтению список районов, где фермеру можно будет получить участок земли, заметно расширился. Туда попали практически все муниципалитеты, за исключением Южно-Сахалинска, Долинского, Анивского и Поронайского городских округов. Свободные земли там намерены использовать для крупных инвестиционных проектов.

Изменения коснулись также закона о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность многодетных граждан, а также юридических лиц. Мы привели его в соответствие с новыми положениями Земельного кодекса РФ. А именно – исключили из регионального закона нормы по бесплатному предоставлению участков юридическим лицам для строительства жилья. Более того, теперь в нем четко приписан порядок постановки на учет и снятия с него граждан, имеющих право бесплатно получить в собственность земельный участок. В Законе Сахалинской области №124-ЗО можно найти и регламент предоставления участков, и основания для отказа. Для удобства многодетных родителей и во избежание бумажной волокиты, мы предоставили возможность подать заявление на получение участка через многофункциональный центр (МФЦ).

Над некоторыми законопроектами мы только начали работу и продолжим ее осенью. Среди них есть документ, который, уверена, ждут многие островитяне, особенно работники бюджетной сферы. Он подготовлен региональным министерством энергетики и ЖКХ и станет первой ласточкой возрождения в области института арендного жилья. Сейчас разработчики устраняют замечания государственно-правового управления областной Думы, и принят он будет не раньше сентября. До конца года в островной парламент поступит еще ряд законодательных актов. Напомню: согласно Жилищному кодексу РФ, определение порядка и оснований для предоставления жилья по договору найма относится к полномочиям правительства РФ. Регионы же должны разработать и принять нормативно-правовую базу для строительства и сдачи гражданам арендного жилья.

– Развитие малого и среднего предпринимательства – одна из приоритетных задач, которую поставили себе островные власти на ближайшую перспективу. Есть ли в арсенале комитета законы, принятые для улучшения бизнес-климата в регионе?

– Не открою секрет, если скажу, что начинающие и опытные бизнесмены иногда сталкиваются с административными барьерами. Предела совершенству, как известно, нет, зато в региональном законодательстве уже есть положительные подвижки, направленные на улучшение условий для предпринимателей. Я говорю о Законе «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных актов и экспертизе муниципальных нормативных актов в Сахалинской области». Проще говоря, мы ввели процедуру, которая поможет выявить в новых муниципальных актах избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положения, из-за которых бизнесмены несут необоснованные расходы. Развитие на региональном уровне процедур оценки регулирующего воздействия – задача, поставленная правительству РФ одним из майских указов президента.

Данный механизм призван как раз снизить административные барьеры для бизнеса, повысить уровень защиты прав и законных интересов предпринимателей, обеспечить предсказуемость путей развития экономики в муниципалитетах и здоровую конкуренцию, а также благотворно повлиять на инвестиционный климат.

– Какие еще вопросы попали в зону внимания комитета на весенней сессии?

– Законодательные инициативы затронули очень многие сферы нашей жизни. Например, продлены сроки выдачи универсальных электронных карт до 1 января 2017 года. Для садоводов, огородников и дачников установлена новая цена на земельные участки, приобретаемые в собственность. Теперь она составляет всего 3% от кадастровой стоимости вместо 100%, действовавших ранее. Органам местного самоуправления передана часть полномочий по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера. Напомню: к традиционным местам проживания этносов у нас относятся Александровск-Сахалинский, Ногликский, Охинский, Поронайский, Смирныховский, Тымовский районы и Южно-Сахалинск. Кроме того, другой закон пополнился новой статьей, предусматривающей перечень мер государственной поддержки (финансовой, социальной, имущественной и информационной) для представителей северных народностей и их объединений.

В общей сложности комитет на минувшей сессии рассмотрел 22 областных законопроекта, и только один из них не был принят в качестве закона.

– Наступили парламентские каникулы, которые продлятся до сентября. Каковы планы комитета по экономическому развитию на осеннюю сессию?

– Нам необходимо закрепить положительные тенденции, а затем, с учетом существующих макроэкономических рисков – инфляции, колебания валютных курсов и цены на нефть, усугубления геополитической напряженности – выходить на новый этап социально-экономического развития. Совместными усилиями законодательной и исполнительной власти мы должны решить ряд важных задач. Прежде всего это – ликвидация разрыва между высокой бюджетной обеспеченностью области и качеством жизни сахалинцев и курильчан. В приоритете также – планомерное развитие и диверсификация нашей экономики путем поддержки малого и среднего бизнеса, обеспечение благоприятного инвестиционного климата, снятие инфраструктурных ограничений и многое другое. Осенью комитет будет работать и над поправками в бюджет. Также мы рассмотрим большой пакет законопроектов, связанных с арендным жильем. На повестке комиссии по развитию агропромышленного комплекса при облдуме, в которую я вхожу, стоит вопрос по вводу в эксплуатацию очистных сооружений на свинокомплексе в селе Таранай, который входит в число приоритетных инвестиционных проектов Сахалинской области. Кроме того, нам представят отчет о прохождении посевной кампании, и мы дадим оценку – насколько эффективно местные сельхозпроизводители использовали средства, выделенные из областного бюджета.

Автор Любовь Кондрашова.

РИА «Сахалин-Курилы» от 13.07. 2015 г.