Архив областной думы 6 созыва

Рубежи бюджетной обороны

Состоялись публичные слушания «О проекте закона Сахалинской области «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Сахалинской области за 2015 год». Их можно было бы назвать формальными: все параметры известны, проверены и согласованы, никаких сложностей с утверждением отчета по бюджету прошлого года не ожидается. Но этот разговор был нужен.

 

 

Денег будет мало

Стоит обратить внимание на ключевую фразу председателя областной Думы Владимира Ефремова, которую он обронил перед журналистами:

– Необходимо подвести итоги прошедшего года, чтобы, отделив негативные моменты, сосредоточиться на бюджете 2017 года, который, по нашему мнению, будет особенно сложным для сахалинской экономики. На сегодняшних публичных слушаниях мы должны получить результаты, на которых будет строиться бюджет 2017 года…

И это действительно так.

Не бюджет текущего года вызывает беспокойство. Более того, в него уже идут некоторые дополнительные поступления. Все с тревогой смотрят исключительно в будущий год, когда поступления в областную казну обещают серьезно уменьшиться.

Тут, пожалуй, стоит в очередной раз уточнить специфику формирования нашего бюджета.

Например, в прошлом году в структуре налоговых доходов, а это 176,5 млрд рублей, ведущими как обычно являлся налог на прибыль – 159 млрд рублей, который платили операторы шельфа за работу в 2014 году – при относительно высоких еще ценах на нефть.

Из той же серии и наша доля прибыльной продукции по СРП – 16,7 млрд рублей.

И только уже потом идет традиционный налог на доходы физических лиц – 12 млрд рублей. Что же касается так называемых безвозмездных поступлений, а это, как правило, различные субвенции из федерального центра на реализацию тех или иных федеральных полномочий, то она составила всего лишь 5,7 млрд рублей, снизившись на 35 процентов по сравнению с 2014 годом.

Но все это позволило сформировать бюджет, который все назвали рекордным – 207 млрд рублей доходов, 197,2 млрд рублей расходов, да при этом еще и вышел профицит в сумме 9,8 млрд рублей.

Судя по ценам на нефть в прошлом и этом году, а также учитывая колебания курса валют, таких денег область уже не получит. Получит гораздо меньше. Гораздо.

Казалось бы, есть повод впасть в панику, сетовать на то, что давно пора было «слазить с нефтяной иглы», ругать власть и произносить прочие банальности.

Только без паники

Однако все дело в том, что люди внезапно попадают под магию нескольких больших цифр, и далее уже ничего не слышат и не видят. На самом деле бюджетный процесс гораздо шире и интересней.

Ну, например, 197,2 млрд рублей расходов – это немного не то, о чем думает обычный гражданин.

Общий объем расходов областного бюджета на социальную сферу в 2015 (как, впрочем, и в нынешнем) был запланирован в пределах 120 млрд рублей. Все остальное – это инвестиционные вложения. 19 млрд рублей – в развитие сельского хозяйства, включая бройлерное производство, 50 млрд рублей – в «Корпорацию развития Сахалинской области», 14,9 млрд рублей находится в Резервном фонде области, той самой подушке безопасности, которая должна смягчить удар кризиса.

И, между прочим, эти, временно размещенные на депозитах, средства также приносят неплохой доход. В прошлом году – 6,7 млрд рублей.

Это серьезная линия обороны от возможного кризиса, причем – не единственная.

О другой говорили именно на парламентских слушаниях: об эффективности использования бюджетных средств, которая остается серьезнейшим резервом нашего бюджета.

Тут стоит привести только один пример – проверки недавно созданного министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок позволили сэкономить около 1 млрд рублей.

Почти 1 млрд рублей составляет совокупная задолженность по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям. Муниципалитеты вообще очень плохо работают со своими налогами.

Это все наши резервы.

Еще один глобальный резерв – правильное расходование средств.

В качестве отрицательного примера председатель постоянного комитета по налогам и финансам думы Владимир Воронцов привел Южно-Сахалинск:

– Стоило большого труда вернуть ему статус областного центра, с выделением значительной суммы на выполнение функций островной столицы. В результате, по итогам 2015 года 719 млн рублей, выделенных на социальные выплаты отдельным категориям граждан – не освоено, как и 660 млн – на переселение из аварийного жилищного фонда…

Адресная инвестиционная программа, то есть деньги, выделяемые областью на строительство различных социальных объектов в районах, была сформирована в размере 44 млрд рублей, Но 10 млрд рублей из них так и не было использовано.

Или проанализируем профицит бюджета. Как, в частности, отметила министр финансов области Анна Харченко, 6,4 млрд рублей из этих денег – остатки средств на счетах муниципалитетов, которыми те не сумели распорядиться.

Причем, это явление, которое стало системным.

– Я, честно говоря, был удивлен, когда узнал, что на 1 января 2015 года на счетах муниципалитетов были остатки 6,545 миллиарда рублей, – говорит депутат облдумы Александр Болотников. – А по состоянию на 1 января 2016 года – 6,362 миллиарда. То есть ситуация практически не меняется. Почему?

В самом деле, откуда берутся эти «лишние» и «ненужные», по сути, деньги?

Специалисты, конечно, объяснят, но согласятся и с тем, что ситуация ненормальная и таких «лишних денег» быть не должно.

Подобных неэффективных трат и «депозитов» можно отыскать около десятка миллиардов.

Вот вам еще одна линия бюджетной обороны.

Кроме того, Владимир Воронцов напомнил, что наша область – один из двух регионов страны, не имеющих внутреннего долга. И при возникновении неблагополучного сценария наша отличная кредитная история даст возможность получить заемные средства.

Но это, действительно, крайний случай.

Учиться работать. Опять

Пока же рекомендации слушаний были нацелены на работу по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе, контролю за использованием бюджетных средств, сокращению задолженности по платежам в бюджет, оптимизации налоговых льгот и повышению эффективности использования государственного имущества. Необходимо также принять меры по ответственности муниципальных образований за нерезультативное использования субсидий. Районам рекомендовано обеспечить качественное составление местных бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, дан ряд других рекомендаций.

В принципе, можно сказать, что они повторяются из года в год. Но на этот раз одними словами дело вряд ли ограничится. Непосредственно в правительстве области уже идет большая работа по оптимизации бюджетных процессов, которая уже приносит определенные плоды.

Так что паниковать, в том числе, и по этому поводу – не стоит. Стоит учиться зарабатывать деньги и тратить их с умом.

Во всяком случае, именно такой вывод сделали региональные парламентарии.

Автор: Вадим Горбунов, РИА Сахалин - Курилы,

фото пресс-центра областной Думы